Основная статья: Внешняя торговля России
Добыча и экспорт нефти
Нефтепродукты
Основная статья: Нефтепродукты в России
Экспорт нафты
Основная статья: Нафта
Санкции США и ЕС в отношении российского нефтегазового сектора
Основная статья: Санкции США и ЕС в отношении российского нефтегазового сектора
2024
Рост экспорта нефтепродуктов в ноябре до максимума за 8 месяцев
Экспорт нефтепродуктов из России в ноябре 2024 г вырос до максимума за последние восемь месяцев, так как местные НПЗ наращивают производство в связи с окончанием осеннего ремонта. Экспорт нефтепродуктов в ноябре вырос более чем на 18% м/м.
Потоки нафты и дизельного топлива выросли, а потоки мазута снизились.
Восстановление экспорта мазута в сентябре до уровня февраля 2022 г
Экспорт мазута из России в сентябре 2024 г достиг максимума с февраля 2022 года. Россия является одним из крупнейших экспортеров мазута, который часто используется на судах, электростанциях и для переработки на НПЗ.
2023
ОАЭ нарастили годовые закупки нефтепродуктов из России до рекордных $971 млн
10 июля 2024 года стало известно, что Объединенные Арабские Эмираты в 2023 году увеличили закупки нефтепродуктов из России до рекордных 971 млн долларов, что значительно превышает показатель 2022 года в 237,8 млн долларов. Подробнее здесь
Резкое сокращение экспорта нефтепродуктов до 90,9 млн тонн и доли мирового рынка до 7,5%
В 2021 Россия на отправила на экспорт 140.7 млн тонн (доля глобального рынка – 11.5%), в 2022 – 125.9 млн тонн (доля рынка - 10.1%), а в 2023 экспорт нефтепродуктов рухнул до 90.9 млн тонн (доля рынка – 7.5%) по данным BP.
Падение физического экспорта более, чем на 35% за два года – можно ли доверять этим оценкам, учитывая значительную долю «полу контрабандных поставок»? Сложно сказать, писал Spydell Finance, но это пока первые официальные показатели с высокой детализацией по регионам.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Как менялась доля российского экспорта в совокупных поставках нефтепродуктов по странам и регионам?
- США: в 2021 Россия имела долю рынка около 20% в поставках нефтепродуктов в США, в 2022 – 6.2%, а в 2023 – 0%.
- Страны Северной (за исключением США), Центральной и Южной Америки: 4.2 -> 3.2 -> 7.2% соответственно по вышеуказанным периодам сравнения.
- Европа: 38.4 -> 37 -> 19.4%
- Страны СНГ: 68.7 -> 73.7 -> 74.2%
- Ближний Восток: 11.5 ->7.5 ->1.6% (доля снижается, хотя по косвенным показателям этот регионом выступал «перевалочным» пунктом для реэкспорта)
- Африка: 3.7 -> 1.8 -> 3.5%
- Австралия, Новая Зеландия: 2 -> 3.9 -> 0%
- Китай: 3.1 -> 10.3 -> 14.2%
- Индия: 4.3 -> 13.7 -> 16.1%
- Япония: 1.3 -> 0.5 ->0%
- Сингапур: 4.1 -> 2.3 -> 3.9%
- Прочие страны Азии: 5.4 ->3.2 ->3%
Основным регионом поставки российских нефтепродуктов остается Европа, куда направляется свыше 41% от экспорта российских нефтепродуктов vs 54% в 2021, страны СНГ – 7.4% vs 3.4% в 2021, а на Китай и Индию в сумме приходится 27.4% vs 3.8% два года назад.
Китай и Индия с самого начала не проявляли интереса к российским нефтепродуктам и пока нет сигналов о смене стратегии, а основной шанс стабилизации поставок – это реэкспорт в Европу через Ближний Восток и Африку с сильным демпингом.
Европа продолжает покупать нефтепродукты из России через три порта в Турции
Рост экспорта за счёт дизеля и нафты
В начале декабря 2023 г российский экспорт топлива растет, в основном за счет поставок дизельного топлива и нафты.
Ограничение на экспорт бензина и дизеля для снижения цен на внутреннем рынке
В сентябре 2023 г российское правительство согласовывает план по сдерживанию стремительного роста цен на топливо, который бы уравновешивал интересы нефтепереработчиков и потребителей, а также стремление сократить субсидии.
В 2022 году Россия выплатила нефтяным компаниям 22,5 млрд. долл.
21 сентября Правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизеля для стабилизации внутреннего рынка. Это поможет насытить внутренний рынок, что позволит снизить цены для потребителей, заявило правительство.
Решение России запретить экспорт дизельного топлива - и бензина - ставит в рискованное положение потребитнлей этих товаров, но насколько глубокими будут последствия, зависит от того, как долго это продлится.
По данным компании Vortexa, в этом году Россия отгружала более 1 млн. баррелей дизельного топлива в день. Это огромный объем предложения, который рынок может потерять в кратчайшие сроки - примерно столько, чтобы удовлетворить весь спрос Германии.
Дизельное топливо используется во всех сферах - от морских судов до производства. Оно обеспечивает работу огромного количества отраслей мировой экономики.
Правительство РФ вывело из-под запрета на экспорт судовое топливо, газойли и средние дистилляты. Кроме того, отменено исключение о разрешении экспорта указанных в постановлении нефтепродуктов в Южную Осетию и Абхазию.
Правительство вывело из-под запрета на экспорт топлива нефтепродукты, принятые к экспорту «Транснефтью» и РЖД до вступления в силу запрета на вывоз нефтепродуктов.
Стабилизация объема экспорта нефтепродуктов в диапазоне 2.5-2.6 млн барр/д с сохранением высоких скидок в страны Ближнего Востока и Африки
Стабилизация экспорта нефтепродуктов из России в диапазоне 2.5-2.6 млн барр/д произошла с апреля и находится плюс-минус на этом уровне к началу августа 2023, но появился новый клиент – Бразилия, которая покупает до 0.25 млн барр/д.
Актуальная структура экспорта нефтепродуктов из России в 2023 г (по данным на конец августа):
- Страны Азии забирают 1.2-1.5 милн барр/д, что в 3-4 раза выше, чем до начала конфликта на Украине, где основный покупателям являются: Турция (0.3-0.5 млн), Китай (0.2-0.35 млн), Индия (0.1-0.25 млн), Малайзия (0.1-0.35 млн), Сингапур и Южная Корея.
- Страны Ближнего Востока 0.4-0.7 млн барр/д (основные клиенты: Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман)
- Страны Африки с 2023 реализуют в среднем 0.4-0.5 млн барр/д российского экспорта (основные клиенты: Марокко, Тунис, Ливия, Египет, Того, Сенегал)
- В Европе после эмбарго нефтепродукты из России покупает только Греция и Мальта на 0.2-0.25 млн барр/д.
Проблема заключается в том, что в страны Африки и Ближнего Востока сброс нефтепродуктов идет по экстремальным скидкам в 25-40%, а это почти 1 млн баррелей в сутки или до 40% от совокупного экспорта. Оценочные скидки в Турцию составляют 20-25%. Средневзвешенная скидка по всем клиентам оценивается в 20-25% (по оценкам S&P).
Резкий рост экспорта топлива в Бразилию
Бразилия потребляет российское топливо как никогда раньше, намерена импортировать рекордное количество российского топлива в августе 2023 г.
По данным энергетической аналитической компании Kpler Ltd., импорт российских нефтепродуктов вырастет на 25% по сравнению с июлем и составит около 235 тыс. баррелей в день. Это намного больше, чем у США, которые раньше были главным зарубежным поставщиком топлива для Бразилии.
Бразилия стала вторым по величине покупателем российского дизельного топлива в мире.
Россия после двухлетнего перерыва возобновила в сентябре 2023 г экспорт нефти в Бразилию, поставив максимальные за 13 лет 84,4 тыс.
Рост экспорта дизеля в июне после ремонтных работ на заводах
Резкий рост экспорта дизельного топлива помог российским поставкам нефтепродуктов немного вырасти в июне 2023 г, так как нефтеперерабатывающие заводы вернулись после ремонта.
Экспорт дизельного топлива и газойля подскочил на 40% до трехмесячного максимума в июне.
Саудовская Аравия скупает дизельное топливо из РФ, а свое отправляет на экспорт
С весны 2023 г Саудовская Аравия скупает миллионы баррелей российского дизельного топлива, которое Европа отказывается покупать, одновременно отправляя свои собственные объемы покупателям в ЕС. Поставки российского дизельного топлива в Саудовскую Аравию достигли многолетнего максимума.
Рост экспорта нефтепродуктов в апреле
Российский экспорт топлива, такого как дизельное топливо и бензин, в апреле 2023 г значительно превысит сезонные нормы, несмотря на санкции ЕC, которые недавно вступили в силу.
Поставки чистых нефтепродуктов, из которых более половины приходится на дизельное топливо, составили 1,9 млн баррелей в день в течение первых трех недель апреля, согласно данным Vortexa Ltd.
Если такие темпы сохранятся до конца месяца, объем экспорта станет самым высоким для этого времени года, по крайней мере, с 2016 года.
Рекордный экспорт дизельного топлива в марте несмотря на санкции
Российский экспорт дизельного топлива в марте 2023 г достиг рекордного уровня, несмотря на санкции ЕС, якобы лишающие страну ее крупнейшего рынка сбыта.
Согласно данным компании Vortexa Ltd., поставки дизельного топлива из России за первые 19 дней марта составили около 1,5 млн баррелей в день. Если этот показатель сохранится, то в этом месяце будет зафиксирован самый высокий уровень экспорта за всю историю наблюдений с начала 2016 года.
Турция, Марокко и другие страны увеличили объемы закупок.
К весне 2023 основными клиентами России были: Турция (0.45 млн), Китай (0.32 млн), Саудовская Аравия (0.28 млн), ОАЭ (0.24 млн) и страны Африки, закупая более 0.5 млн барр/д.
Несмотря на эмбарго в Европу, поставки нефтепродуктов из России в феврале-марте 2023 достигли рекорда в 2.9-3 млн барр/д!
Всплеск спроса в Северной Африке на нефтепродукты из России для вероятного реэкспорта в Европу
Страны Северной Африки бросились «ненасытно» скупать российские нефтепродукты, писала WSJ в конце февраля 2023 г. Всплески спроса выявили в Марокко, Тунисе, Египте, Ливии и Алжире. Это произошло после сокращения закупок Европой из-за санкций во время конфликта на Украине. Аналитики подозревают, что часть российских грузов экспортируется обратно в Европу.
Экспорт дизеля в Европу через Турцию
Увеличение дизельного топлива из России в Турцию и в Марокко дает представление о том, как этот рынок будет работать в обход запрета ЕС на импорт из России с февраля 2023 г.
Турция берет больше всего российского дизельного топлива, по крайней мере, с начала 2016 года.
Марокканский импорт также растет, показывают данные отслеживания танкеров.
2022
Экспорт нефтепродуктов за 5 лет сократился на 17,3%
За пять лет экспорт нефтепродуктов из России снизился на 17,3% - со 152 млн тонн в 2018 году до 125 млн тонн в 2022-м. Такие данные в начале мая 2023 года обнародовали аналитики BusinesStat.
Согласно их расчетам, в 2022 году относительно 2021-го поставки нефтепродуктов из РФ упали на 14,1%, до 20,6 млн тонн. Этот спад стал следствием западных санкций, которые напрямую коснулись российской нефтеперерабатывающей отрасли:
- введен запрет на ввоз в Россию и ремонт оборудования для переработки нефти;
- ограничены сделки с крупнейшими российскими нефтепереработчиками («Газпромнефть», «Роснефть», «Транснефть»);
- введение запрета на страховку поставок нефти и нефтепродуктов морским путем из России в третьи страны.
В 2022 году зарегистрирован спад экспорта российских нефтепереработчиками в Нидерланды (-10,5 млн тонн по сравнению с 2021 годом), США (-7,1 млн тонн), Южную Корею (-2,9 млн тонн) и на Мальту (-2,4 млн тонн).
В 2022 году из России было вывезено нефтепродуктов на сумму $82,8 млрд, что на 5,4% больше, чем в 2018-м. Основным фактором роста экспортной выручки стало увеличение цены экспорта (+27,4% за пятилетие), которое компенсировало снижение натурального объема поставок (-17,3%).
В 2022 году цена экспорта нефтепродуктов из России составила $657,7 за тонн, что на 27,4% превосходит результат 2018-го. В условиях пандемии и внешнеполитического кризиса произошла разбалансировка цепочек поставок и существенно возросли расходы на доставку продукции. Кроме того, в 2021-2022 гг. цены российских производителей нефтепродуктов также росли. В 2022 году самыми дорогостоящими видами экспортируемых из России нефтепродуктов являлись газойли тяжелые и керосин – $1007,5 и $942,5 за тонну соответственно. По наименьшим ценам из страны вывозились битумы (в среднем по $400,2 долл за тонну).[1]
Россия остаётся крупным экспортером нефтепродуктов: динамика и структура
Испания закупила 226 тыс тонн дизеля из России в июле
Импортеры в Испании осуществили в июле 2022 года крупнейшую закупку дизельного топлива из России. Испания импортировала в июле 226 тыс. тонн дизеля из РФ. Речь идет о самой крупной закупке за месяц с декабря 2009 года. Издание уточняет, что это произошло в разгар спецоперации России на Украине и в то время, когда Евросоюз пытается сократить коммерческие отношения с РФ. Источники в отрасли отмечают, что дизель из России на момент закупки стоил почти на 10% дешевле, чем от других поставщиков.
Рост доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов на 50% за первые 4 месяца
2021
Топ-10 покупателей российского авиатоплива
Экспорт бензина из России увеличился на 15,8%, до $2,55 млрд
Экспорт бензина из России в 2021 году увеличился на 15,8% относительно 2020-го и достиг $2,55 млрд. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, опубликованные 7 февраля 2022 года.
Если в деньгах российские нефтяные компании существенно нарастили поставки бензина за рубеж, то по объему отгрузок в 2021 году произошел спад - на 24,5% в сравнении с 2020 годом, до 4,4 млн тонн.
Согласно статистике ФТС, суммарные доходы компаний от экспорта нефтепродуктов из России по итогам 2021 года увеличились на 54,2%, до $69,96 млрд, а физический объем экспорта за этот период вырос на 1,8%, до 144,3 млн тонн.
Доходы компаний от экспорта дизельного топлива в 2021 году выросли на 34,5%, до $26,16 млрд, а объем поставок снизился на 7,6%, до 49,2 млн тонн.
Рост мировых цен на нефть и нефтепродукты и ослабление курса рубля в 2021 году привели к тому, что экспортные поставки бензина стали намного выгоднее, чем продажа на внутреннем рынке. В результате выросла рублевая экспортная цена бензина, что вызвало рост биржевых цен в России до рекордных значений. Это негативно сказалось и на розничном рынке топлива, особенно на независимых АЗС.
На этом фоне Минэнерго подготовило проект о запрете экспорта из России бензина и легких дистиллятов сроком на три месяца для обеспечения стабильной ситуации на внутреннем рынке в периоды пикового спроса и ремонта на НПЗ. Ограничение может распространяться на бензины марок Аи-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и другие, а также некоторые виды легких дистиллятов.
Инициатива правительства по введению временного запрета на экспорт бензина должна обеспечить перенаправление этих объемов на внутренний рынок, что может вызвать снижение внутренних оптовых цен. Это, в свою очередь, сдержит дальнейший рост розничных цен на фоне сезонного роста спроса.[2]
2020: Рост экспорта бензина из России на 12,4%, до 5,82 млн тонн
Объем экспорта бензина из России по итогам 2020 года достиг 5,82 млн тонн, что на 12,4% больше, чем годом ранее. При этом доходы поставщиков при этом снизились на 23,7%, до $2,2 млрд. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС).
Доходы компаний от продажи за рубеж дизеля за 2020 год составили $19,43 млрд (-32,6% к 2019 году), объём поставок вырос до 53,2 млн тонн (+3,3%).
В целом зарубежные поставки нефтепродуктов составили в 2020 году 141,8 млн тонн на $45,346 млрд. В денежном выражении это на 32,3% меньше, чем годом ранее, а в объёме — на 0,8% меньше.
Основой российского экспорта в январе-декабре 2020 года остались топливно-энергетические товары, но их удельный вес в товарной структуре экспорта существенно снизился до 49,6% (в 2019 году — 62,1%). По сравнению с 2019 годом стоимостный объем топливно-энергетических товаров снизился на 36,6%, а физический — на 6%. В экспорте товаров топливно-энергетического комплекса снизились физические объемы поставок электроэнергии — на 39,6%, керосина — на 16,7%, газа природного — на 9,7%.
По данным Росстата, розничные цены на бензин Аи-95 в 2020 году в России выросли на 2,4%, на Аи-92 — на 2,1%. Для того, чтобы снизить зависимость внутренних цен от экспортной альтернативы, российские власти ввели так называемый демпфирующий механизм. Если потенциальные доходы нефтяников от экспорта топлива становятся выше цены внутри РФ, бюджет доплачивает компаниям часть разницы между этими ценами, стимулируя таким образом поставки на внутренний рынок. Если, напротив, внутренний рынок становится премиальным, то уже нефтяники платят в бюджет РФ. [3]
См. также